Танковый оппозитный двигатель 5ТДФ.Двигатели танков.

  Двигатель 5ТДФ был разработан специально для советских танков Т-64 и Т-72. На то время это был оптимальный вариант танкового двигателя с достаточной мощностью и компактностью. 
При частоте вращения коленвала 2000об\мин с рабочим объёмом цилиндров 13.6 литров, 5ТДФ выдавливает 700 лошадок. 5ТДФ - оппозитный, пяти цилиндровый двигатель с десятью поршнями диаметром 120 мм, которым он и обязан таким рабочим объёмом.

Все настоящие оппозитные двигатели как правило двухтактные, поэтому 5ТДФ не исключение. Но для начала думаю стоит обьяснить что такое оппозитный двигатель и как в его пяти цилиндрах работают десять поршней. Оппозитный двигатель имеет два коленвала, расположенные друг на против друга, например если вы видели оппозитные двигатели SUBARU, то представте себе такой же двигатель, но вместо головок цилиндров поставьте по коленвалу, а на место коленвала внутрь двигателя вставьте пять больших 

цилиндров, поршня в которых будут двигаться на встречу друг другу и в момент достижения верхней мёртвой точки, будет происходить впрыск топлива. При этом, как и принято у двухтактных моторов, такт сжатия и рабочий ход происходят с каждым полным оборотом коленвала, а не через один, как это происходит в четырёх-тактных двигателях. Каждый коленвал был соединен со свей трансмиссией и приводил в движение одну из гусениц. 
Если все происходит за один оборот коленвала, то встает вопрос как же и когда же успевает происходить впуск и выпуск? Ответ прост, для вентиляции цилиндров 5ТДФ использует газовую турбину для отсоса отработавших газов, и простую ракушку турбонаддува (ну не совсем простую конечно). Вся эта газораспределительная система имеет механический привод, и скорость вращения турбин напрямую и жестко зависит от оборотов коленвала.
Вот как происходит вентиляция в цилиндрах 5ТДФ:
Как и на всех двухтактных моторах, в момент достижения поршнями нижней мёртвой точки, в цилиндрах 5ТДФ с каждой стороны открывается по три вентиляционных окошка для продувки цилиндра. А теперь зачем нужны турбины:
• турбина наддува - выполняет свои обычные функции, подаёт чистый воздух в цилиндры под давлением, которое создается в специальной части блока цилиндров и называется продувочный рессивер
• газовая турбина - высасывает отработавшие газы, создавая вакуум в своём коллекторе, что способствует лучшей вентиляции цилиндров. Еще более понятно такой процесс вентиляции цилиндров можно описать так - в одну дырку влетает, из другой вылетает.
Система смазки. Смазка каждой части двигателя происходила автономно от другой, из своего картера, своим маслом и своим же автономным маслонасосом. Система охлаждения была общей, 5ТДФ охлаждался водой, имел общий водяной радиатор.
Многотопливность 5ТДФ. Ей он обязан конструкции своей топливной аппаратуры. Вообще 5ТДФ изначально дизель, и предназначен для работы именно на солярке, но, как известно война суровая штука и не щадит никого и ничего. При разработке этого двигателя были разработаны режимы работы двигателя на альтернативных солярке нефтепродуктах. Так 5ТДФ мог работать на бензине, керосине, смесях бензина керосина и солярки, и даже на реактивном топливе. Для того чтобы перевести двигатель с солярки, допустим на бензин или керосин, нужно было передвинуть специальный рычажок на ТНВД и подкорректировать угол зажигания, и вуаля - танк едет на бензине!
Запуск двигателя производился двумя стартерами, по одному на каждый коленвал мощностью 1.5л\с каждый. Питались стартеры от четырех огромных аккумуляторов. Также была возможность пуска двигателя через специальный редуктор сжатым воздухом, который танкисты накачивали каждый вечер в специальные пусковые рессиверы. Также можно было завести двигатель с толкача, если вдруг танк не хотел заводиться, то к нему сбегались все танкисты батальона и начинали толкать... (шутка) брали другой танк, цепляли трос и тащили пока не заведется. Если спросите к чему эта статья на этом сайте, то отвечу: в армии мой отец служил как раз на этих двух танках, сначала Т-64 и потом Т-72.
Еще по теме: Роторный двигатель

Комментарии  

#1 Alex 11.08.2014 10:45
На Т-72 В-12 стоит, а не 5ТДФ ни разу.
Цитировать
#2 ABT 04.10.2014 06:44
Подтверждаю.
1. В 5ТДФ (а также 5ТДФМ, 6ТД-1 и 6ТД-2) мощность не снимается "с каждого коленвала на одну из трансмиссий". Суммарная мощность снимается с обоих концов выпускного вала и передаётся через две полужёсткие муфты на валы БКП.
2. Запуск двигателя - тоже бред. Какие два стартера? Один стартер-генератор. Да, мощностью 1,5л.с, но ОДИН. Через плиту передач вращает оба коленчатых вала.
Цитировать
#3 Васян 22.11.2014 20:45
«... подкорректировать угол зажигания» на дизеле ? :lol: :P
Цитировать
#4 Андрей 02.01.2015 13:12
Тайминг впрыска, но в просторечье "зажигание".
Цитировать
#5 Илья 18.01.2015 07:37
ни(:*?уя сколько умных)))) хоть один бы угадал
Цитировать
#6 Вячеслав 18.01.2015 22:08
Всё перепутал:
обороты 2800
наддув - приводной компрессор
охлаждение - воздушное (эжекционное)

короче -учи мат.часть!
Цитировать
#7 Васян 24.01.2015 20:26
Как это — « запуск двигателя производился двумя ( ? ) стартерами... » ? :cry: На 5ТДФ стоит стартер- генератор. :P А частоты вращения коленвалов синхронизированы общим редуктором.
Цитировать
#8 Васян 24.01.2015 20:30
:P :P :P :P :P :P :P
Цитировать
#9 Просперо 09.02.2015 05:39
На стартере 1.5 л.с. как-то маловато будет, схожего объёма камазовский дизель имеет стартер на 7,8 кВт, втрое меньший трактор Беларус на 3кВт, а на 1,2кВт (это 1,5 силы и есть) на Москвиче-412 стоял.
Цитировать
#10 валёк 01.05.2015 06:26
таки там же ж не только стартер, тем же еще пневмозапуск должон быть, если не обшибаюся (запуск от сжатого воздуха) :oops:
Цитировать
#11 евгений 13.10.2015 06:49
аппазитный двухтактный ? а от мотика " урал " ? кстати у него 1 коленвал . тут у 5 тдф схема от хоккера . копия .
Цитировать
#12 евгений 13.10.2015 06:51
[quo . тут у 5 тдф схема от хоккера . фоккера . немецкого дизеля .
Цитировать
#13 Александр 20.03.2016 08:48
статья неграмотна.
5тдф никогда не ставился на Т-72. Почитайте историю создания Т-72.
"турбина наддува" " газовая турбина".....
В турбопоршневом двигателе в отличие от поршневых двигате­лей имеются два жестко соединенных между собой лопаточных агрегата — нагнетатель и газовая турбина.
Если хотите что-то узнать о 5ТДФ почитайте хотя-бы © Андрей/BTVT.narod.ru
Цитировать
#14 Василий 09.04.2016 19:46
Катался на таком в армии в 1977г.-1979г., в г.Владимире в учебке т-64а , полигон ст.Федулово. Потом в 290м танковом полку(ныне полк расформирован) Таманская дивизия.Получал новый, на спидометре 45км пробегу, выезжал на полигон часто танк учебно боевой, пока на танке проводят вождение и стрельбы , мы картошку жарим на костре. т-64Б уже с лазерным дальномером и стрелял птурсами,изготовлен был в Харькове. Двигатель 5тдф двухтактный , мощность 750лс.На на т-72 стоял V12 ,марку не знаю.Поначалу казалось что двигатель мощный ,потом понял ,что слабоват.Недостаток еще был масло жрал и сопливился , масло через уплотнительные кольца по типу компрессионных на выхлопном коллекторе капало на днище корпуса танка. , наверное из-за 2х тактной схемы двигателя. Слышал что двигатель конструировался для самолета и содрали у немцев что-ли.Мощность стартера не помню, но 1,5лс это очень мало.Тракторный пускач 10лошадей, а у танка 2коленвала надо крутить и таскать 10 поршней, которые движутся навстречу друг другу.Запуск двигателя затрудненный , у т-72 лучше, с пол дрыка заводился.
Цитировать
#15 евгений 12.11.2016 11:57
турбина высасывает газы ? а нне даёт сапративление ? работая ат газав ? и нагнетает воздух ?*
Цитировать
#16 Евгений 17.01.2017 18:29
Два поршня в одном цилиндре двухтактного двигателя - схема, известная ещё с 20х годов прошлого века!!!
Цитировать
#17 Вадим 03.02.2017 10:08
Радостно услышать сослуживца, полк в котором ты
служил 9-УТП, 2й батальон,4-я рота В/ч 07008, позывной "ФЛЯЖНИК". Здоровья тебе и долгих лет.
Цитировать
#18 ybr 14.02.2017 21:43
Цитирую Alex:
На Т-72 В-12 стоит, а не 5ТДФ ни разу.

ошибаешься...
Цитировать
#19 ybr 14.02.2017 21:50
Цитирую евгений:
[quo . тут у 5 тдф схема от хоккера . фоккера . немецкого дизеля .

Цитирую Евгений:
Два поршня в одном цилиндре двухтактного двигателя - схема, известная ещё с 20х годов прошлого века!!!

да, мотор в2, он же в 46 и есть мотор 20-30 годов...
Цитировать
#20 Виктор 02.06.2017 18:35
и хоть бы кто-то поправил автора. Двигатель не оппозитный. Данная конструкция носит название "Двигатель с расходящимися поршнями". Оппозитный - это как V-образный с углом развала 180 градусов. Там один коленвал и кол-во цилиндров равно кол-ву поршней. Здесь два коленвала
Цитировать
#21 Владимир 11.07.2017 14:43
Тоже в Федулово 2 года в БУБТе откатался в 86-88гг. )
5ТДФ на Т-64. Капризный движок. Зимой с утра заводился только по технологии : подогреватель , стартер-генератор + воздух + впрыск масла в цилиндры. Без комбинированого способа на холодную никак. Постоянные гоны антифриза из под патрубков . Как не затягивай дюриты , даже краска не помогает.
Слаб к переохлаждению. Начинает дымить синевой. Макс. обороты 3000. Но слабый движок, не хватает мощности. 72-ка уделывала 64-ку по ходу. А вот 80-ки были с 6ТД - небо и земля. ГТД видел, но ротный говорил , что проблема в лопатках, вылетали в коллектор, когда рычаги на себя оба брали.
Так что такие воспоминания.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Еще статьи...

Предыдущая Следующая
Двигатель пошел в разнос. Причины и последствия разноса.

Двигатель пошел в разнос. Причины и последствия разноса.

  Для начала разъясним что значит термин "двигатель пошел в разнос" - самопроизвольное увеличение оборотов двигателя до ахуестических значений, ни кем и ни чем не контролируемое, своеобразный суицид. В большинстве случаев, прежде чем водитель поймет что двигатель идет в разнос, тот успеет либо заклинить, либо...

Подробнее...
Авиационный поршневой двигатель. Устройство и принцип работы.

Авиационный поршневой двигатель. Устройство и принцип работы.

Если посмотреть на исторические данные, касающиеся участия поршневых двигателей в авиации, то можно легко обнаружить тот факт, что их массовое применение началось еще задолго до самой авиации. В те года поршневые двигатели стали первопроходцами не только в авиации. Благодаря им поехал первый автомобиль и поднялся...

Подробнее...
Вибрация двигателя причины.

Вибрация двигателя причины.

   Вибрация двигателя - еще одна из неприятностей, которые могут поджидать вас в процессе эксплуатации машины. При появлении вибрации ощущения от нахождения в автомобиле становятся не самыми приятными, кому понравится сидеть в машине, которая дрожит и дергается как будто сейчас помрет. Вообще появление ни с...

Подробнее...
Оппозитный двигатель SUBARU BOXER.

Оппозитный двигатель SUBARU BOXER.

Инженеры SUBARU наконец показали миру оппозитник нового поколения. Спустя почти одиннадцать лет, компания Fuji Heavy Industries Ltd. (FHI), которая разрабатывает и производит двигатели для автомобилей марки Subaru, наконец показала миру оппозитный двигатель третьего поколения, который разрабатывался столь долгое время. Двигателями новой серии планируется оснащать...

Подробнее...
Термостат двигателя. Замена термостата.

Термостат двигателя. Замена термостата.

Термостат - довольно маленькая деталька системы охлаждения двигателя, но какая значимая. Термостат может значительно упростить жизнь автомобилиста, экономя его время на прогреве двигателя, а также может заставить и кирпичами срать если выйдет из строя и потребуется замена термостата. Сама по себе, замена термостата не займёт...

Подробнее...
Сапунит двигатель. Причины по которым сапунит двигатель а также методы их устранения.

Сапунит двигатель. Причины по которым сапунит двигатель а также методы их устранения.

В этой статье поговорим о том, почему сапунит двигатель, чем это чревато в будущем и какие болячки могут вылезти при диагностике двигателя с таким расстройством. Начнем с того, что любой, даже нормальный исправный движок будет сапунить, ибо поршневым кольцам не удержать весь воздух, сжимаемый в...

Подробнее...
Двигатель ЯМЗ 240.

Двигатель ЯМЗ 240.

ЯМЗ 240 - универсальный мощный двигатель, достойный особого внимания. Начал выпускаться Ярославским моторным заводом в начале 70-х годов 20-го века. Мощность первых двигателей ЯМЗ240 не превышала 360 л.с, что было совсем не плохим показателем для того времени. К слову, если верить педивикии, мощность разных модификаций...

Подробнее...
Перегрев двигателя. Причины и последствия перегрева.

Перегрев двигателя. Причины и последствия перегрева.

  Перегрев двигателя - очень глубокая тема и пожалуй самая распространенная причина выхода из строя двигателей, которая может вести за собой куда более серьезные последствия. Далее будут описаны причины и последствия перегрева. Возможных причин перегрева великое множество и количество их ограничивается лишь фантазией и воображением человека....

Подробнее...
Почему двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет.

Почему двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет.

Если ваш двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет, чихает и пукает, согласитесь это очень не приятно. Здесь же давайте попробуем разобраться в причинах такого не здорового поведения двигателя, которых уверяю вас великое множество, от какого нибудь проводка или патрубка, до весьма доставляющих...

Подробнее...
Яндекс.Метрика