Танковый оппозитный двигатель 5ТДФ.Двигатели танков.

  Двигатель 5ТДФ был разработан специально для советских танков Т-64 и Т-72. На то время это был оптимальный вариант танкового двигателя с достаточной мощностью и компактностью. 
При частоте вращения коленвала 2000об\мин с рабочим объёмом цилиндров 13.6 литров, 5ТДФ выдавливает 700 лошадок. 5ТДФ - оппозитный, пяти цилиндровый двигатель с десятью поршнями диаметром 120 мм, которым он и обязан таким рабочим объёмом.

Все настоящие оппозитные двигатели как правило двухтактные, поэтому 5ТДФ не исключение. Но для начала думаю стоит обьяснить что такое оппозитный двигатель и как в его пяти цилиндрах работают десять поршней. Оппозитный двигатель имеет два коленвала, расположенные друг на против друга, например если вы видели оппозитные двигатели SUBARU, то представте себе такой же двигатель, но вместо головок цилиндров поставьте по коленвалу, а на место коленвала внутрь двигателя вставьте пять больших 

цилиндров, поршня в которых будут двигаться на встречу друг другу и в момент достижения верхней мёртвой точки, будет происходить впрыск топлива. При этом, как и принято у двухтактных моторов, такт сжатия и рабочий ход происходят с каждым полным оборотом коленвала, а не через один, как это происходит в четырёх-тактных двигателях. Каждый коленвал был соединен со свей трансмиссией и приводил в движение одну из гусениц. 
Если все происходит за один оборот коленвала, то встает вопрос как же и когда же успевает происходить впуск и выпуск? Ответ прост, для вентиляции цилиндров 5ТДФ использует газовую турбину для отсоса отработавших газов, и простую ракушку турбонаддува (ну не совсем простую конечно). Вся эта газораспределительная система имеет механический привод, и скорость вращения турбин напрямую и жестко зависит от оборотов коленвала.
Вот как происходит вентиляция в цилиндрах 5ТДФ:
Как и на всех двухтактных моторах, в момент достижения поршнями нижней мёртвой точки, в цилиндрах 5ТДФ с каждой стороны открывается по три вентиляционных окошка для продувки цилиндра. А теперь зачем нужны турбины:
• турбина наддува - выполняет свои обычные функции, подаёт чистый воздух в цилиндры под давлением, которое создается в специальной части блока цилиндров и называется продувочный рессивер
• газовая турбина - высасывает отработавшие газы, создавая вакуум в своём коллекторе, что способствует лучшей вентиляции цилиндров. Еще более понятно такой процесс вентиляции цилиндров можно описать так - в одну дырку влетает, из другой вылетает.
Система смазки. Смазка каждой части двигателя происходила автономно от другой, из своего картера, своим маслом и своим же автономным маслонасосом. Система охлаждения была общей, 5ТДФ охлаждался водой, имел общий водяной радиатор.
Многотопливность 5ТДФ. Ей он обязан конструкции своей топливной аппаратуры. Вообще 5ТДФ изначально дизель, и предназначен для работы именно на солярке, но, как известно война суровая штука и не щадит никого и ничего. При разработке этого двигателя были разработаны режимы работы двигателя на альтернативных солярке нефтепродуктах. Так 5ТДФ мог работать на бензине, керосине, смесях бензина керосина и солярки, и даже на реактивном топливе. Для того чтобы перевести двигатель с солярки, допустим на бензин или керосин, нужно было передвинуть специальный рычажок на ТНВД и подкорректировать угол зажигания, и вуаля - танк едет на бензине!
Запуск двигателя производился двумя стартерами, по одному на каждый коленвал мощностью 1.5л\с каждый. Питались стартеры от четырех огромных аккумуляторов. Также была возможность пуска двигателя через специальный редуктор сжатым воздухом, который танкисты накачивали каждый вечер в специальные пусковые рессиверы. Также можно было завести двигатель с толкача, если вдруг танк не хотел заводиться, то к нему сбегались все танкисты батальона и начинали толкать... (шутка) брали другой танк, цепляли трос и тащили пока не заведется. Если спросите к чему эта статья на этом сайте, то отвечу: в армии мой отец служил как раз на этих двух танках, сначала Т-64 и потом Т-72.
Еще по теме: Роторный двигатель

Комментарии  

#1 Alex 11.08.2014 10:45
На Т-72 В-12 стоит, а не 5ТДФ ни разу.
Цитировать
#2 ABT 04.10.2014 06:44
Подтверждаю.
1. В 5ТДФ (а также 5ТДФМ, 6ТД-1 и 6ТД-2) мощность не снимается "с каждого коленвала на одну из трансмиссий". Суммарная мощность снимается с обоих концов выпускного вала и передаётся через две полужёсткие муфты на валы БКП.
2. Запуск двигателя - тоже бред. Какие два стартера? Один стартер-генератор. Да, мощностью 1,5л.с, но ОДИН. Через плиту передач вращает оба коленчатых вала.
Цитировать
#3 Васян 22.11.2014 20:45
«... подкорректировать угол зажигания» на дизеле ? :lol: :P
Цитировать
#4 Андрей 02.01.2015 13:12
Тайминг впрыска, но в просторечье "зажигание".
Цитировать
#5 Илья 18.01.2015 07:37
ни(:*?уя сколько умных)))) хоть один бы угадал
Цитировать
#6 Вячеслав 18.01.2015 22:08
Всё перепутал:
обороты 2800
наддув - приводной компрессор
охлаждение - воздушное (эжекционное)

короче -учи мат.часть!
Цитировать
#7 Васян 24.01.2015 20:26
Как это — « запуск двигателя производился двумя ( ? ) стартерами... » ? :cry: На 5ТДФ стоит стартер- генератор. :P А частоты вращения коленвалов синхронизированы общим редуктором.
Цитировать
#8 Васян 24.01.2015 20:30
:P :P :P :P :P :P :P
Цитировать
#9 Просперо 09.02.2015 05:39
На стартере 1.5 л.с. как-то маловато будет, схожего объёма камазовский дизель имеет стартер на 7,8 кВт, втрое меньший трактор Беларус на 3кВт, а на 1,2кВт (это 1,5 силы и есть) на Москвиче-412 стоял.
Цитировать
#10 валёк 01.05.2015 06:26
таки там же ж не только стартер, тем же еще пневмозапуск должон быть, если не обшибаюся (запуск от сжатого воздуха) :oops:
Цитировать
#11 евгений 13.10.2015 06:49
аппазитный двухтактный ? а от мотика " урал " ? кстати у него 1 коленвал . тут у 5 тдф схема от хоккера . копия .
Цитировать
#12 евгений 13.10.2015 06:51
[quo . тут у 5 тдф схема от хоккера . фоккера . немецкого дизеля .
Цитировать
#13 Александр 20.03.2016 08:48
статья неграмотна.
5тдф никогда не ставился на Т-72. Почитайте историю создания Т-72.
"турбина наддува" " газовая турбина".....
В турбопоршневом двигателе в отличие от поршневых двигате­лей имеются два жестко соединенных между собой лопаточных агрегата — нагнетатель и газовая турбина.
Если хотите что-то узнать о 5ТДФ почитайте хотя-бы © Андрей/BTVT.narod.ru
Цитировать
#14 Василий 09.04.2016 19:46
Катался на таком в армии в 1977г.-1979г., в г.Владимире в учебке т-64а , полигон ст.Федулово. Потом в 290м танковом полку(ныне полк расформирован) Таманская дивизия.Получал новый, на спидометре 45км пробегу, выезжал на полигон часто танк учебно боевой, пока на танке проводят вождение и стрельбы , мы картошку жарим на костре. т-64Б уже с лазерным дальномером и стрелял птурсами,изготовлен был в Харькове. Двигатель 5тдф двухтактный , мощность 750лс.На на т-72 стоял V12 ,марку не знаю.Поначалу казалось что двигатель мощный ,потом понял ,что слабоват.Недостаток еще был масло жрал и сопливился , масло через уплотнительные кольца по типу компрессионных на выхлопном коллекторе капало на днище корпуса танка. , наверное из-за 2х тактной схемы двигателя. Слышал что двигатель конструировался для самолета и содрали у немцев что-ли.Мощность стартера не помню, но 1,5лс это очень мало.Тракторный пускач 10лошадей, а у танка 2коленвала надо крутить и таскать 10 поршней, которые движутся навстречу друг другу.Запуск двигателя затрудненный , у т-72 лучше, с пол дрыка заводился.
Цитировать
#15 евгений 12.11.2016 11:57
турбина высасывает газы ? а нне даёт сапративление ? работая ат газав ? и нагнетает воздух ?*
Цитировать
#16 Евгений 17.01.2017 18:29
Два поршня в одном цилиндре двухтактного двигателя - схема, известная ещё с 20х годов прошлого века!!!
Цитировать
#17 Вадим 03.02.2017 10:08
Радостно услышать сослуживца, полк в котором ты
служил 9-УТП, 2й батальон,4-я рота В/ч 07008, позывной "ФЛЯЖНИК". Здоровья тебе и долгих лет.
Цитировать
#18 ybr 14.02.2017 21:43
Цитирую Alex:
На Т-72 В-12 стоит, а не 5ТДФ ни разу.

ошибаешься...
Цитировать
#19 ybr 14.02.2017 21:50
Цитирую евгений:
[quo . тут у 5 тдф схема от хоккера . фоккера . немецкого дизеля .

Цитирую Евгений:
Два поршня в одном цилиндре двухтактного двигателя - схема, известная ещё с 20х годов прошлого века!!!

да, мотор в2, он же в 46 и есть мотор 20-30 годов...
Цитировать
#20 Виктор 02.06.2017 18:35
и хоть бы кто-то поправил автора. Двигатель не оппозитный. Данная конструкция носит название "Двигатель с расходящимися поршнями". Оппозитный - это как V-образный с углом развала 180 градусов. Там один коленвал и кол-во цилиндров равно кол-ву поршней. Здесь два коленвала
Цитировать
#21 Владимир 11.07.2017 14:43
Тоже в Федулово 2 года в БУБТе откатался в 86-88гг. )
5ТДФ на Т-64. Капризный движок. Зимой с утра заводился только по технологии : подогреватель , стартер-генератор + воздух + впрыск масла в цилиндры. Без комбинированого способа на холодную никак. Постоянные гоны антифриза из под патрубков . Как не затягивай дюриты , даже краска не помогает.
Слаб к переохлаждению. Начинает дымить синевой. Макс. обороты 3000. Но слабый движок, не хватает мощности. 72-ка уделывала 64-ку по ходу. А вот 80-ки были с 6ТД - небо и земля. ГТД видел, но ротный говорил , что проблема в лопатках, вылетали в коллектор, когда рычаги на себя оба брали.
Так что такие воспоминания.
Цитировать
#22 wik 10.09.2017 09:12
на тепловозах моторы тоже с двумя коленвалами.
Цитировать
#23 wik 10.09.2017 09:15
на тепловоозахх таакиие пррименняялись
Цитировать
#24 Василий 20.10.2017 18:21
Цитирую Вадим:
Радостно услышать сослуживца, полк в котором ты
служил 9-УТП, 2й батальон,4-я рота В/ч 07008, позывной "ФЛЯЖНИК". Здоровья тебе и долгих лет.

Взаимно, Вам тоже здоровья и долгих лет жизни.
Цитировать
#25 Василий 20.10.2017 18:32
Цитирую Вадим:
Радостно услышать сослуживца, полк в котором ты
служил 9-УТП, 2й батальон,4-я рота В/ч 07008, позывной "ФЛЯЖНИК". Здоровья тебе и долгих лет.

Цитирую Василий:
Цитирую Вадим:
Радостно услышать сослуживца, полк в котором ты
служил 9-УТП, 2й батальон,4-я рота В/ч 07008, позывной "ФЛЯЖНИК". Здоровья тебе и долгих лет.

Взаимно, Вам тоже здоровья и долгих лет жизни.

Вадим ,командир роты у меня был капитан Бондаренко, а командир взвода лейтенант Компаниец, помню взводный очень любил напитки ,если судить по утреннему выражению лица.
Цитировать
#26 Василий 20.10.2017 18:37
Цитирую валёк:
таки там же ж не только стартер, тем же еще пневмозапуск должон быть, если не обшибаюся (запуск от сжатого воздуха) :oops:

да стояло три баллончика маленьких ,150 кг накачивалось давление,хватало на мало ,но накачивались долго.
Цитировать
#27 Василий 20.10.2017 18:47
Цитирую Владимир:
Тоже в Федулово 2 года в БУБТе откатался в 86-88гг. )
5ТДФ на Т-64. Капризный движок. Зимой с утра заводился только по технологии : подогреватель , стартер-генератор + воздух + впрыск масла в цилиндры. Без комбинированого способа на холодную никак. Постоянные гоны антифриза из под патрубков . Как не затягивай дюриты , даже краска не помогает.
Слаб к переохлаждению. Начинает дымить синевой. Макс. обороты 3000. Но слабый движок, не хватает мощности. 72-ка уделывала 64-ку по ходу. А вот 80-ки были с 6ТД - небо и земля. ГТД видел, но ротный говорил , что проблема в лопатках, вылетали в коллектор, когда рычаги на себя оба брали.
Так что такие воспоминания.

С подтеками не сталкивался ,может что танк был новый, по скорости не помню выжимал 3000 оборотов на 7передаче зимой в Гороховцах по мерзлому песку, а вот показания спидометра не помню.
Цитировать
#28 Василий 20.10.2017 18:50
Цитирую Василий:
[quote name="Владимир"]Тоже в Федулово 2 года в БУБТе откатался в 86-88гг. )
5ТДФ на Т-64. Капризный движок. Зимой с утра заводился только по технологии : подогреватель , стартер-генератор + воздух + впрыск масла в цилиндры. Без комбинированого способа на холодную никак. Постоянные гоны антифриза из под патрубков . Как не затягивай дюриты , даже краска не помогает.
Слаб к переохлаждению. Начинает дымить синевой. Макс. обороты 3000. Но слабый движок, не хватает мощности. 72-ка уделывала 64-ку по ходу. А вот 80-ки были с 6ТД - небо и земля. ГТД видел, но ротный говорил , что проблема в лопатках, вылетали в коллектор, когда рычаги на себя оба брали.
Так что такие воспоминания.

С подтеками не сталкивался ,может что танк был новый, по скорости не помню выжимал 3000 оборотов на 7передаче зимой в Гороховцах по мерзлому песку, а вот показания спидометра не помню.
Забыл еще спросить ,а что такое БУБТ?
Цитировать
#29 Николай 18.12.2017 08:40
Обратитесь к первоисточникам:
- 5-ТДФ стоял и стоит только на Т-64 и его модификациях, никогда на стоял на Т-72.
- Стартер в 1,5 КВТ - полный бред. На первых выпусках двигателя для танков Т-64Р и Т-64А запуск обеспечивался стартер- генератором СГ-10, где 10- мощность в КВТ, причем, именно стартер и генератор в одном флаконе.
Начиная с модификации Т-64Б (Б1 и т.д) стоял ГС-18, т.е с мощностью в генераторном режиме - 18 КВТ, в стартерном - кажется, 15.
Масловпрыск - подача масла в цилиндры (250г на 5 цилиндров) - это в качестве помощи при запуске холодного двигателя. Т.к температура воспламенения масла ниже, чем у ДТ, плюс масло обеспечивает дополнительное уплотнение компрессионных колец.
Единственное преимущество двигателя - компактность. Во всем остальном он проигрывает двигателям семейства В-2 ( это на всех танках, начиная с Т-34 , включая Т-90)
По инструкции, двигатель нужно греть подогревателем, перед запуском, при температуре ниже ПЛЮС ПЯТИ градусов!!!!
В эксплуатации очень слаб. Боится запуска на холодную, перегрева, пыли.....
По поводу системы смазки каждого цилиндра в отдельности. Это называется... "слышал звон..."
У двигателя ОДИН нагнетающий масляный насос и один откачивающий, но откачивающий состоит из пяти секций, причем каждая секция по производительности одна может обеспечить откачку масла из картера, это сделано для предотвращения выхода из строя двигателя при больших кренах и опрокидывании машины на бок.
Двигатель может работать на дизельном топливе, керосине, бензине и их смесях, при этом, производится регулировка объема подаваемого топлива в цилиндры, запрещается заправлять систему до полных баков при работе на бензине.
Очень много хвалебных отзывов о простоте ремонта Т-64, о том, что двигатель меняли за 4 часа.По моему мнению, за 4 часа - это просто копались, а не работали. Можно заменить за 2,5-3 часа, но это только в классе, на макете. Реально, замена аварийного двигателя ни в какой норматив не укладывается. Чаще всего замена идет при заклинивании из-за работы без масла( повышенный расход), или перегрева. В этом случае, время демонтажа зависит от положения выпускного коленчатого вала. Если отверстия, для доступа к стопорам муфт, соединяющих с коробками передач открыты, то повезло. Если же отверстия оказались внизу, доступа к стопорам нет, то до демонтажа двигателя нужно рассоединить 2 гусеницы, снять 2 ведущих колеса, спрессовать (именно спрессовать болтами) 2 бортовые коробки передач, и только после этого -снять двигатель. Если двигатель заклинил, в масле есть стружка, то до установки нового, нужно снять и масляные баки (моторный и трансмиссионный), заменить моторный масляный бак и заменить масляный радиатор. Иначе новый двигатель уйдет туда же, куда и старый. А только после этого, собирать в обратном порядке. В результате, в общей массе, работ по замене 5-ТДФ не меньше, чем при замене двигателя на Т-55 или Т-72
О его надежности можно судить по армейскому анекдоту 80-х годов: "Чтобы победить США, нужно подарить им дивизию Т-64, а потом они уже на покупке запчастей сами разорятся."
О том, что 5-ТДФ - потомок двигателя Юнкерса - очередная байка, посмотрите в интернете, какие двигатели стояли на Ю-87,88, поймете.
Цитировать
#30 Николай 18.12.2017 09:30
БУБТ - батальон учебно- боевой техники, обычно- в учебных полках, и в военных училищах.
По поводу дюритных соединений, из которых происходит утечка антифриза....
Я не помню, чтобы на Т-64 были дюритные соединения в системе охлаждения. В системе смазки -есть, в системе охлаждения -нет.
Все соединения - фланцевые, на болтах, и резьбовые на трубках охлаждения разъема газохода.
Это ошибка, перепутали с другой машиной.
По поводу лопаток турбины, которые "вылетали".
Турбина разлетается из-за резкого изменения оборотов двигателя. Чтобы это исключить, на Т-64 и Т-72, был установлен механизм блокировки кулисы переключения передач.
При движении на передаче, выше 4, нельзя перейти на низшую передачу, пока не будет уменьшена скорость машины и наоборот.
Около люка МВ, справа, стоит сигнальная лампа "блокировка", а рядом - тумблер аварийного отключения, под пломбой.
Обычно, аварийная ситуация тоже связана с особенностью двигателя 5ТДФ. При выходе из строя откачивающего масляного насоса, масло из картера не откачивается в бак, попадает в цилиндры, двигатель начинает работать на масле, набирает обороты, идет "в разнос".
В этом случае единственный вариант предотвратить разрушение не только турбины, но и всего двигателя, это- на остановленной машине выключить блокировку, включить высшую передачу (5-7), выжать педаль тормоза и отпустить сцепление. Если есть препятствие, можно упереть машину в него. Других вариантов просто нет. Если двигатель не заглох, то разлетевшаяся турбина - самый малый возможный вред.
Цитировать
#31 Andy 24.01.2018 18:56
Цитирую Николай:

О том, что 5-ТДФ - потомок двигателя Юнкерса - очередная байка, посмотрите в интернете, какие двигатели стояли на Ю-87,88, поймете.

Юнкерсы разные бывают, как самолеты, так и двигатели... :)
http://www.vetrabotnik.narod.ru/Texts/TWW/Germany/Luftwaffe/JunkersMotors/JunkersMotors2.htm

Спасибо за интересные подробности эксплуатации "харьковского чуда" в войсках.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Еще статьи...

Предыдущая Следующая
Двигатель троит. Причины по которым троит двигатель.

Двигатель троит. Причины по которым троит двигатель.

Итак, троит двигатель, то есть отказал один из цилиндров. Здесь попробуем разобраться в причинах, почему двигатель троит на холодную, на горячую и просто так, также рассмотрим последствия такого нездорового поведения двигателя. Начнем с того, как определить что двигатель троит. Во первых, человек, который постоянно за рулем...

Подробнее...
Вибрация двигателя причины.

Вибрация двигателя причины.

   Вибрация двигателя - еще одна из неприятностей, которые могут поджидать вас в процессе эксплуатации машины. При появлении вибрации ощущения от нахождения в автомобиле становятся не самыми приятными, кому понравится сидеть в машине, которая дрожит и дергается как будто сейчас помрет. Вообще появление ни с...

Подробнее...
Пробило прокладку ГБЦ. Причины и последствия.

Пробило прокладку ГБЦ. Причины и последствия.

Пробило прокладку ГБЦ, раз вы здесь, вероятнее всего с вашей машиной это уже случилось, если нет, возьмите на заметку. Итак, прогорела прокладка ГБЦ или продуло прокладку головки блока цилиндров по сути не важно, суть одна, ремонт неизбежен. Причем болячка эта свойственна большинству двигателей, но вот...

Подробнее...
Моновпрыск. Двигатель с моновпрыском. Устройство моновпрыска.

Моновпрыск. Двигатель с моновпрыском. Устройство моновпрыска.

Моновпрыск - это инжекторная система подачи топлива в двигатель, которая используется в не очень современных автомобилях. Это переходная система подачи топлива, которая была внедрена в широкое использование вместо карбюратора. Особенностью впрыска топлива в этой системе является то, что для этого используется одна форсунка, которая располагается...

Подробнее...
Нет давления масла в двигателе. Датчик давления масла двигателя.

Нет давления масла в двигателе. Датчик давления масла двигателя.

Итак, нет давления масла в двигателе, на приборке горит красная лампочка и очень печалит владельца авто. Скажу сразу, ехать с такой проблемой нельзя, рискуете получить нехилый высер через пару км, а может и раньше. Чем же чревата езда без давления масла? Приятного в общем то...

Подробнее...
Роторный двигатель.

Роторный двигатель.

 Роторный двигатель Феликса Ванкеля - уникальная разновидность двигателей, создан и более менее доведенный до ума в середине двадцатого века. В чем же уникальность роторно-поршневого двигателя Ванкеля? Ответ прост, при малых габаритах и рабочем объёме, в комплекте с простотой конструкции и значительно меньшем количестве деталей по...

Подробнее...
Почему двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет.

Почему двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет.

Если ваш двигатель не набирает, или плохо набирает обороты, не тянет, чихает и пукает, согласитесь это очень не приятно. Здесь же давайте попробуем разобраться в причинах такого не здорового поведения двигателя, которых уверяю вас великое множество, от какого нибудь проводка или патрубка, до весьма доставляющих...

Подробнее...
Сапунит двигатель. Причины по которым сапунит двигатель а также методы их устранения.

Сапунит двигатель. Причины по которым сапунит двигатель а также методы их устранения.

В этой статье поговорим о том, почему сапунит двигатель, чем это чревато в будущем и какие болячки могут вылезти при диагностике двигателя с таким расстройством. Начнем с того, что любой, даже нормальный исправный движок будет сапунить, ибо поршневым кольцам не удержать весь воздух, сжимаемый в...

Подробнее...
Оппозитный двигатель SUBARU BOXER.

Оппозитный двигатель SUBARU BOXER.

Инженеры SUBARU наконец показали миру оппозитник нового поколения. Спустя почти одиннадцать лет, компания Fuji Heavy Industries Ltd. (FHI), которая разрабатывает и производит двигатели для автомобилей марки Subaru, наконец показала миру оппозитный двигатель третьего поколения, который разрабатывался столь долгое время. Двигателями новой серии планируется оснащать...

Подробнее...
Яндекс.Метрика